Интервью с помощником директора БФ "Жизнь" Александрой Гоконаевой.
Вокруг благотворительности всегда витал ореол таинственности. У людей часто возникают вопросы о работе благотворительных фондов: Что представляют из себя люди, работающие там? Зачем им это? В чем разница между работой фонда и коммерческой фирмой? На эти и другие вопросы мы попросили ответить помощника директора БФ «Жизнь» Александру Гоконаеву.
- Как ты оказалась в благотворительном фонде «Жизнь»?
- Долгая история. В свое время на меня произвела колоссальнейшее впечатление трагедия в Беслане, поэтому, когда встал вопрос, чем бы я хотела заниматься в жизни, ответ был очевиден: приносить пользу, а не просто так перекладывать бумажки.
Вообще, по профессии я учитель-дефектолог. С 4 курса института начала работать по специальности в школе для глухих детей. Это был интересный и важный этап, который длился несколько лет и очень многому научил меня, но в определенный момент стало понятно, что надо что-то менять. И я поменяла работу.
В благотворительный фонд специально не стремилась, но это оказалось очень правильным решением.
- Почему молодые люди должны идти в некоммерческие организации? Можно ли построить карьеру в благотворительном фонде?
- Никто и не должен. «Должен» не самое подходящее слово. Разве все должны идти в программисты или космонавты? Нет. Цели в жизни у всех разные, но главное - искреннее стремление развиваться в выбранной области.
За работой в фонде, конечно, стоит человеческое желание помочь. Тут вопрос не про карьеру.
- Чем отличается рабочий процесс фонда от офисной работы с 9 до 18? В чем особенности?
- Я никогда не работала в фирме, поэтому предлагаю поговорить про разницу между работой в фонде и волонтерством) Непосвященные люди часто путают эти понятия. Волонтер делает социально-значимые вещи в свободное от основной работы время, если есть такое желание. А если нет, может просто устроить себе выходной)
Для нас же, сотрудников, фонд – основное место работы. У нас есть и должностные инструкции, и отпуска, и зарплата, и выходные. Мы работаем с документами, общаемся с людьми, устаем так же, как все… Только не смейся, но мы часто сталкиваемся с недоумением, когда говорим, что в субботу и воскресенье у нас выходные, как и у всей страны.
Наверное, в этом и есть основное отличие от работы в фирме: там график с 9 до 18 не вызывает вопросов. А вот если ты сотрудник фонда, то от тебя ожидают готовности помогать 24 часа 7 дней в неделю, забывая, что мы тоже живые люди, у которых есть свои семьи, друзья… своя жизнь.
- Можешь вспомнить самый трудный день на работе, после которого хотелось все взять и бросить?
- На самом деле такого не было. То есть трудные дни, конечно, бывают, но вот прям чтобы всё бросить – нет.
Всегда сложно, больно и горько, когда уходят дети… Мы с девочками в фонде очень переживаем... Бывают эмоционально-непростые разговоры с родителями, обратившимися за помощью – ситуации разные. Но надо сказать, что есть и много радостных, светлых моментов. Есть поводы и поплакать, и посмеяться.
- Как найти в себе силы помогать другим, когда у тебя самой проблемы дома?
- За годы я научилась абстрагироваться, разделять работа/дом. Скажу честно, получается не всегда. Тогда на помощь приходят коллеги. У нас дружный коллектив, мы уже так хорошо знаем друг друга, что подмечаем малейшие перемены настроения.
А лично у меня есть хобби - танцы. Это и движение, и очень хорошая эмоциональная разгрузка.
- Поменялось ли твое отношение к жизни, благодаря работе в фонде?
- Знаешь, период работы по специальности стал для меня хорошей школой жизни: было много всего разного, ситуации, открытия, выводы… Будет неправильно сказать, что моя жизнь сейчас перевернулась с ног на голову.
- Как ты считаешь, можно ли организовать фонд, если ты просто добрый и очень хочешь помогать, или все-таки нужна «предпринимательская жилка»?
- Думаю, одной доброты недостаточно просто потому, что фонд – это организация, построенная на слаженной работе команды специалистов разных направлений, будь то координатор, бухгалтер или пиарщик. Для того чтобы система действительно функционировала, нужно уметь грамотно все организовать, выстроить работу, подобрать людей, уметь привлекать жертвователей, отчитываться и т.д. Здесь у руководителя должно быть много разных качеств.
- Кем видишь себя через 10 лет? Не хочешь открыть свою благотворительную организацию?
- Нет, свою, однозначно, не хочу! Я люблю наш фондик) Для меня очень важна семья, поэтому мечтаю о ее расширении)